Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Белокатайский район Республики Башкортостан

Специальная оценка условий труда: вопросы и ответы

27 Марта 2017
7
0

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон  «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426 – ФЗ, который  ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, пришедшую  на смену аттестации рабочих мест.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса,  оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности, работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты; устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников; проводятся предварительные и периодические медосмотры; устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР; рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм"; подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

 

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако,  из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда:

- надомников;

- дистанционных работников;

- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

С 2014 года специальную оценку условий труда должны были провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест.

 

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель. При этом сама оценка проводится совместно с работодателем специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора.

 

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест в 2014 году, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако, стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

 

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года. При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

- сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По мнению департамента условий и охраны труда Минтруда России, она должна быть осуществлена  в первоочередном порядке без разделения на этапы.

 

Предусмотрена ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Частью 2  статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки условий труда или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

- для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;

- для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;

- для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

 

Ведущий специалист-эксперт

ТО Минтруда РБ по Дуванскому району

 

в  Белокатайском районе                                                              Т.В.Ширяева

  • Специальная оценка условий труда: вопросы и ответы